Monday, May 7, 2012

Статья к открытию выставки


Джузеппе Арчимбольдо - «Библиотекарь»
 «Это такие узкие и длинные?»
Из разговора с продавцом книжного магазина.
«Лента, бумажка, закладываемая в книгу для заметки страницы».
Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935 Т.1 Статья «Закладка»
 
У этого увлечения нет названия, коллекционеров же зовут букмаркерами  (от английского слова «bookmark» - закладка).  И отсутствие названия и неуклюжее, не вписывающееся в ткань русского языка слово « букмаркер» говорят о необычности, редкости  и «неприжитости»  собирательства закладок у нас.
С тех пор, когда люди научились читать, появилась потребность в запоминании, отметке того места, на котором приостановилось чтение. В Древнем Египте предшественниками закладки  были кусочки папируса, которые приклеивали к свиткам. А на глиняных табличках Древней Месопотамии  или делали сколы, или отмечали нужное место краской. Древние греки, скорее всего, насаживали на край свитка щепку. В Средние века в качестве закладки использовались обрывки пергамента, бумаги, ткани, засушенные цветы.  Более изобретательные читатели средневековья делали самодельные закладки из игральных карт и остатков старых рукописей, как правило, в виде сердечек. В середине такого сердечка делалась прорезь в виде язычка, с помощью которого и крепилась закладка на нужной строке нужного листа. В Средние же века и появилась закладка в понимаемом теперь смысле. Самые древние из них датируются XIII веком. Хранятся они в Британском музее.  Вплоть до конца XVII века пользовались кожаными закладками, состоящими из нескольких шнуров. Шнуры соединялись узлом, палочкой или украшением,  благодаря которым закладка и удерживалась на книге.  Тогда же  пользовались закладками с вращающимися дисками. Конструкция их была такова, что можно было отметить не только страницу, но и нужную строку и столбец (текст располагался на четырёх колонках). Это самый редкий вид закладок. До наших дней сохранилось только 30 таких закладок. Ни одной из них нет в частных собраниях. Говоря о том времени, стоит упомянуть ещё  и так называемые закладки-регистры и ляссе – тонкую ленту, прикрепляемую к корешку книги. Почти все виды упомянутых закладок можно увидеть на картинах старых мастеров.  Достаточно вспомнить «Библиотекаря»  Джузеппе Арчимбольдо, «Четырёх евангелистов» Якоба Йорданса, «Апостолов Пётра и Павла» Эль Греко  и много других картин (есть и такие коллекционеры -  собиратели репродукций картин, на которых изображены закладки). В XVIII - XIX веках в качестве закладок использовались в основном небольшие графические картинки. Они получили название «non»-закладок.  Очень популярными стали закладки с середины XIX века. В Англии  традиционным домашним рукоделием в викторианскую эпоху было вышивание книжных закладок. На таких закладках вышивались не только рисунки, но и имена, пожелания, стихи. В 1862 году в той же Англии, на фабрике Томаса Стивенса в городе Ковентри, впервые стали изготавливать промышленным способом шёлковые жаккардовые  закладки. Но настоящий закладочный бум приходится на конец XIX – начало XX века с появлением рекламы. Реклама располагалась на оборотной стороне бумажной закладки, а на лицевой – костюмы народов мира, иллюстрации к известным книгам, портреты великих деятелей и т.д. Рекламные закладки выпускались сериями.  Бесплатные закладки стали выпускать  и книжные издательства и магазины. Подарочные сувенирные закладки изготавливались не только из бумаги, но и из перламутра, бронзы, меди и даже из золота.
В XX веке появились новые виды закладок: закладки-«хуки»  (от английского «hook» – крюк), закладки-скрепки, магнитные закладки.
Дореволюционные российские закладки и довоенные закладки СССР хранятся в Российской государственной библиотеке, Новгородском музее-заповеднике (евангельские закладки XVII- XIX веков), в Оружейной палате Московского Кремля.   Собирателей  закладок, живущих на просторах бывшего СССР,  совсем немного.  Много их в Великобритании, настолько много, что там существует сообщество собирателей закладок TBS (The Bookmark Society).   Есть  коллекционеры в Голландии (в Голландии живёт Ф.Дивендал, коллекция которого насчитывает более 71 тысячи закладок. Эта коллекция внесена в Книгу рекордов Гиннеса), других европейских странах, в Соединённых Штатах Америки.  Библиотека немецкого города Дуйсбурга, в чьей коллекции насчитывается более десяти тысяч закладок из 30 стран мира, проводит, начиная с 1991 года, ежегодные выставки. На эти выставки приглашаются коллекционеры закладок со всего мира.

Статьи «Закладка» нет ни в словаре «Книговедение», ни в «Малой Советской Энциклопедии» (думаю, что нет и в «Большой»). Книги о закладках изданы в Великобритании, Германии и Италии. На русский язык эти книги не переведены.
У каждой коллекции есть своя история, есть некий толчок, с которого, собственно, всё начинается. Вот одна из таких историй. Много лет назад маленькая девочка пришла в библиотеку. На библиотечной стойке кроме привычных книг лежали почему-то две закладки. Эти закладки поразили девочку.  Такой красоты и своеобразия она ещё не видела. Библиотекарь, давно знавшая девочку, подарила их девочке. И предложила: «А ты  собирай закладки». Так было положено начало коллекции.  Прошло много лет. Девочка выросла. Выросла и её коллекция.  Но история эта  не про меня (к девочке я вернусь позже). Моему увлечению нет ещё и десяти лет. И назвать день, с которого всё и началось, я не могу. Могу только сказать, что я стала собирать закладки  с третьей попытки. Первую попытку назову «китайской»: много лет назад в букинистическом магазине, который располагался на месте кинотеатра «Хроника», я купила около 20 китайских закладок. Почти все эти закладки я раздарила. Случайно осталось две штуки.   Вторую попытку – по аналогии - назову «египетской»: лет десять назад в магазине «Подарки» возле улицы Отакара Яроша продавались египетские закладки из папируса. Египетским закладкам повезло больше – почти все они у меня сохранились. Я тогда увлекалась историей Древнего Мира, и закладки служили своеобразной к ней (истории) иллюстрацией. Но мысли о собирательстве закладок тогда не возникало. Собирать же закладки я стала тогда, когда мои дети, путешествуя по миру, стали привозить из своих путешествий всякие сувениры. Календари, блокноты, открытки, закладки. То, что из всего этого сувенирного многообразия я остановилась на закладках, можно назвать случайностью. Но можно, наверное, объяснить и давней своей историей отношений с книгой. У меня достаточно большая библиотека. А что может быть ближе к книге, чем закладка? Закладки имеют к книге прямое отношение. Так стала рождаться моя закладочная коллекция. Закладки мне дарят не только мои дети, но и их и мои друзья, родственники, знакомые. Конечно же, закладки стала покупать или просто брать, если закладки рекламные, и я. В Харькове, в других городах.  С недавнего времени я стала спрашивать закладки на книжном рынке, в букинистических магазинах. Сейчас в моей коллекции чуть больше двух тысяч закладок из 24 стран мира.  Кроме бумажных («узких и длинных»), есть закладки разных форм из кожи, металла, бересты, дерева, пластмассы. В прошлом году на выставке «История закладки» в Петербурге я познакомилась с Еленой Витальевной Булкиной, коллекционером закладок с сорокалетним стажем. Это та самая девочка, о которой я говорила выше. В 2007 году Елена Витальевна создала проект «Русская закладка» в компании «Невский знак». Таким образом её увлечение переросло в дело всей жизни. Закладки, выпускаемые «Невским знаком» отличаются особой красотой и изяществом. Если коллекция Елены Витальевны уникальна, то моя совсем скромная – в ней нет старинных закладок. И об «Истории закладок» в рамках моей коллекции  говорить не приходится. Но – и это для меня чрезвычайно важно – почти у каждой закладки есть своя история. История покупки, связанных с ней обстоятельств и места, времени появления в моей коллекции.  Закладки – своеобразные вешки в моей жизни последних лет. К большому количеству закладок я не стремлюсь – голландца мне всё равно не догнать. Не могу сказать, что новые закладки, которые попадаются мне в Харькове, особенно эстетичны. Но  и они  дороги для меня. Закладка, как любой предмет материальной культуры, рассказывает о своём времени, показывает его. В закладках, как в каплях воды, отражается окружающая нас действительность. В мире Кортшузов, Автохаусов и Будмаркетов вполне объяснимы сегодняшние закладки с Cat-ами и Dog-ами.  Почти с умилением я смотрю на рекламную закладку начала 2000-х, в которой, кроме односложных слов, нет ни одного верно набранного слова.  Если коротко, нелюбимых закладок – для меня – не существует. Все они живут на равных правах в моей коллекции.
Говорят, что электронные книги скоро полностью вытеснят обычные, бумажные. В недавнем стихотворении  поэта Ирины Александровны Евсы, где речь идёт о расставании двух любящих, есть такие строки:
А если речь о книгах, то в твоём
бауле - электронная читалка.
В ней сжато до размеров портмоне
всё, что рука снимать привыкла с полки.
- Но те закладки, где сирень Моне,
Картофель Фалька, шишкинские ёлки?
Нужными, «большими», по слову С.С.Аверинцева,  словами здесь сказано о том, что в  бумажной книге живёт душа, воспоминание, память.  Я надеюсь (верю!), что, несмотря на все достижения науки и техники, привычная книга останется.  Останется и закладка с «шишкинскими» ёлками.
Как любое, наверное, увлечение, коллекционирование закладок, делает мир шире, краски ярче, жизнь интереснее. Если вы в какой-то степени это почувствовали, цель выставки можно считать достигнутой.

No comments:

Post a Comment